Вакцина от «цветной» заразы
Что должна делать российская власть, чтобы сохранить политическую систему
Анализ характера «цветных революций» в Грузии, на Украине, в Киргизии и Узбекистане, а также в странах Северной Африки и Ближнего Востока показал, что их главной движущей силой стала протестная часть населения, которая в рамках действующего политического режима не имеет возможности решить свои личные проблемы, главным образом материального и духовного характера, то есть для недовольства были объективные причины.
Для срыва «цветной революции» необходим тщательно продуманный комплекс действий с использованием всех возможных методов управления обществом. В большинстве случаев есть опасность подмены понятий, когда действующая власть в какой-либо стране намеренно отождествляет текущий политический режим и целостность исторического государства. В случае России это предупреждение не является основным, поскольку наша история показала, что слишком часто внешние враги, не имея возможности победить на поле боя, действуют непрямыми способами.
«Мягкая сила» в последнее время стала одним из основных вариантов реализации масштабных внешнеполитических проектов Запада, прежде всего США. В современной России условия, необходимые для инспирирования «цветной революции», в основном сложились. Это значит, что попытки внешних сил инициировать в нашей стране подобный сценарий вполне возможны. Более того, наличие большого ядерного потенциала фактически не оставляет иного пути. Рассмотренные предложения особенно актуальны для нашей страны.
Методы противодействия
Все многообразие вариантов парирования «цветной революции» можно свести в пять основных групп: нормативно-правовые, административные, информационные, экономические и силовые. Цель их применения – достижение социально-политического превосходства действующих властных структур над силами «цветной революции».
“ Возмущенные слои склонны к проявлению всех форм выражения недовольства и готовы поддержать любую силу ”
В интересах достижения этой цели нормативно-правовые методы могут применяться главным образом для создания условий, препятствующих развертыванию активной политической деятельности лидеров и организаций, ориентированных на свержение действующей власти, а также осуществлению их поддержки, как материальной, так и интеллектуальной, из-за рубежа. Нормативно-правовые методы могут быть эффективно использованы для ослабления экономического и информационного потенциала сил, готовых поддержать «цветную революцию» в России (например разумно ввести некоторые ограничения на деятельность прозападных бизнес-элит). Важную роль они могут сыграть для улучшения социально-политического имиджа лидеров действующей власти за счет принятия законов и иных правовых актов, способствующих облегчению социально-политического положения экономически уязвимых, но социально активных слоев общества. Хороший пример – принятие федерального закона, обязывающего НКО, участвующие в политической деятельности в России и имеющие поддержку из иностранных источников, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Эти методы наиболее эффективны в периоды, предшествующие «цветной революции», для устранения условий ее возникновения. С началом основных событий эффективность применения этих методов резко снижается, давая порой прямо противоположный эффект.
Административные методы обладают большей оперативностью, чем нормативно-правовые, и позволяют решать широкий круг задач предотвращения «цветной революции», главным образом на этапе ее подготовки. Наиболее эффективно эти методы могут быть использованы для достижения организационного превосходства сил, противостоящих «цветной революции», над сторонниками последней. В частности, это возможно путем создания патриотических общественно-политических организаций и партий, поддержки их деятельности (преимущественно скрытно), предоставления организационного и отчасти материального и информационного ресурса в сочетании с организацией различных препятствий для деятельности сторонников «цветной революции» в России.
Информационные методы являются при решении большинства задач противодействия рассматриваемому сценарию наиболее важными. Они играют ключевую роль практически на всех этапах подготовки и осуществления «цветной революции», и от эффективности их применения зависит в значительной степени возможность ее недопущения или пресечения в случае начала. Именно информационное превосходство сторонников победивших «цветных революций» обеспечило успех. Неэффективное применение даже превосходящего по потенциалу информационного ресурса государственной власти приводит к ее падению. Основные цели применения информационных методов сторонниками действующей власти – привлечь на свою сторону политически активное население, повысить морально-политический потенциал своих единомышленников, создать и поддержать благоприятный имидж за рубежом, дезорганизовать структуры противной стороны, а также отразить информационную агрессию из-за рубежа. При успешном достижении этих целей возможность реализации рассматриваемого сценария в России в значительной степени будет нейтрализована. В современных условиях решающее значение в достижении информационного превосходства играет не столько располагаемый потенциал традиционных средств массовой информации, сколько наличие привлекательной идеи и влияния в блогосфере и социальных сетях. При этом идея должна быть достаточно подробно проработана специалистами различных наук, чтобы составить равноценную конкуренцию привлекательным в конкретных условиях для основных слоев общества концепциям. Для современной России имеется в виду прежде всего либеральная, под знаменами которой в основном Западом и организуются противники власти. Без этого новая идея не сможет овладеть политически активными массами населения.
Экономические методы имеют значение для подрыва материально-ресурсного потенциала сил «цветной революции». Их основу составляют технологии, позволяющие парализовать деятельность и в дальнейшем разорить внутренние экономические субъекты, составляющие материальную базу «цветной революции», нейтрализовать активность на территории России иностранных экономических структур, поддерживающих деструктивные силы, блокировать накопление и перемещение материальных средств и финансов. При одновременной материальной поддержке (преимущественно скрытой, через независимые организации) патриотических общественных организаций и движений это позволит добиться материального превосходства последних над сторонниками «цветной революции». Экономические методы имеют значение на всех этапах подготовки и осуществления рассматриваемого сценария. Однако наиболее они значимы на стадии ее предотвращения, когда «революция» только зарождается. В частности, дружественная экономическая политика по отношению к наиболее активным и экономически уязвимым слоям населения в этот период позволит существенно снизить социальную напряженность.
Силовые методы во всем их многообразии – от деятельности спецслужб и органов охраны правопорядка до применения внутренних войск и даже Вооруженных Сил – могут использоваться на всех этапах формирования и развития «цветной революции» для ее предотвращения. Их целесообразно применять для дезорганизации структур противной стороны, подавления массовых беспорядков и поддержания порядка в населенных пунктах. Первую из этих задач в основном должны решать спецслужбы и правоохранительные органы путем изоляции лидеров и организационных центров оппонентов. Остальные задачи возлагаются на внутренние войска (с привлечением Вооруженных Сил лишь для подавления достаточно масштабных вооруженных выступлений «цветной» оппозиции). Необходимо учитывать, что необоснованное и в полной мере не обеспеченное (главным образом информационными методами) применение внутренних войск и Вооруженных Сил может привести к переходу части военных на сторону «цветной» оппозиции. В этой связи применение указанных структур целесообразно лишь в периоды наиболее острого противостояния сил «цветной революции» и власти, желательно в условиях, когда оппозиция решилась на локальное вооруженное противостояние (на что ее можно спровоцировать). Помимо перечисленных государственных органов и структур сторонникам «цветной революции» могут эффективно противостоять казачьи и другие патриотические организации, обладающие соответствующим силовым потенциалом. Во взаимодействии с правоохранительными органами, подразделениями внутренних войск и Вооруженных Сил в передовом эшелоне они способны дезорганизовать выступления сторонников «цветной» оппозиции, взять на себя основную морально-психологическую нагрузку, связанную с разгоном таких выступлений.
Нейтрализация протеста
Возмущенные слои склонны к проявлению всех форм выражения недовольства и готовы поддержать любую силу, которая будет выступать против действующей власти и элиты. При отсутствии внутренних основ для организации представители этих слоев весьма оперативно присоединяются к любым дееспособным силам, выступающим против действующей власти, в крайне короткие сроки наращивая их численность и мощь до уровня, когда они становятся способными свергать существующие режимы.
Как правило, невысокая идеологическая и политическая подготовка представителей большей части протестного населения не дает им возможности сделать правильный выбор – за кем идти в спектре оппозиционных правящей элите политических сил. Поэтому в большинстве своем идут за теми, у кого выше организация, больше материальных и информационных ресурсов, кто более агрессивно настроен против правящей элиты.
Именно по этой причине в «цветных революциях» побеждают разные по политической направленности силы: на Украине и в Грузии – это прозападные силы, в Киргизии – представители национальных кланов, ориентированных на сотрудничество с Россией, в Египте и Тунисе – исламистские группировки.
Поэтому важнейший урок, который следует извлечь из произошедших «цветных революций», в том, что главным условием устойчивости политической системы при существовании достаточно большого протестного потенциала среди населения страны является наличие доминирующей в протестном слое политической партии или движения, способных в критической ситуации взять под контроль недовольное население и направить его энергию в безопасном для государства направлении. При этом данная сила должна быть готова взаимодействовать с действующей властной элитой в интересах недопущения прорыва к власти политических сил, представляющих интересы иных государств и криминальных структур. Необходим политический субъект во главе с разумными и не ангажированными иностранными или криминальными структурами лидерами, реально представляющий большую часть протестного населения, с которой можно было бы вести политический диалог.
С кем можно договариваться
Вновь созданная при участии действующей власти политическая структура должна удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются перечисленные ниже.
Достаточно хорошая организованность. При обострении ситуации новая партия обязана возглавить протестные слои населения, прежде всего их активную часть, и воспрепятствовать возникновению массовых беспорядков или свести их к минимуму, а также предотвратить захват управления активной частью протестного населения криминальными структурами, экстремистскими организациями и иностранными спецслужбами.
Высокие интеллект, деловые и морально-психологические качества руководства. Оно также должно обладать достаточной информированностью об обстановке, чтобы обеспечить лидерство в указанных областях как внутри партии, так и среди ее противников в протестном слое.
Проработанная идеологическая основа, включающая три основных элемента, – мировоззренчески-философские, социально-политические, геополитические установки. При этом новая идеология должна быть такой, чтобы во всех трех аспектах она, с одной стороны, разделялась основной частью протестных слоев, а с другой – неявно создавала идейную основу для сотрудничества с действующей властью и не несла на себе негативные аспекты памяти предыдущих идеологических систем, реализовывавшихся на территории России. При этом она не может находиться в противоречии с теми идеологическими системами, которые в памяти протестной части населения ассоциируются с успехами в обществе (это прежде всего православно-имперская и коммунистическая идеи). Доминирование в России среди протестного населения атеистических настроений предполагает, что такая идеология должна быть создана на научных основах, а наличие значительной части верующих делает необходимым, чтобы эта идеология в своих выводах подводила к представлению о правильности их вероисповеданий или по крайней мере непротиворечивости с ними. Идеологию такой партии (движения) необходимо хоть в общих чертах проработать на трех уровнях представления – теоретическом, прикладном, лозунговом. Первый – самый детальный, ориентированный на узкий круг протестного слоя интеллектуалов. Предназначен для строго логического доказательства идеологической состоятельности движения, убеждения в корректности идеи, ее способности вывести общество из затруднительного положения и устранить гибельные для страны противоречия. Второй – прикладной, обобщенно содержащий основные положения идеологии и доказательства их корректности, позволяющие вести публичные идеологические споры людям, не являющимся специалистами-идеологами, – для идеологической подготовки руководителей всех уровней партии (движения) и специалистов в области информационного противоборства. Третий – лозунговый, состоящий в определенном наборе узнаваемых шаблонов, создающих «идеологическое лицо» партии (движения) для основной части населения. Предназначен для формирования идеологических ориентиров протестного населения, играя роль своеобразного «идейного руля», способствующего существенному повышению эффективности управления им, особенно в критических ситуациях.
Харизматичный лидер. Новая партия должна иметь во главе доминирующего в интеллектуальном, организационном и других отношениях лидера, сочетающего качества идеолога, аналитика, политтехнолога, практического организатора и вождя. Желательно, чтобы такой лидер был выходцем из тех структур, которые сегодня пользуются наибольшим авторитетом среди протестных слоев населения. По итогам социальных опросов, сегодня в России наибольшим авторитетом среди активных протестных слоев пользуются Церковь и армия. Лидер новой партии должен происходить именно из числа представителей ВС РФ. Он по возможности обязан обладать определенным опытом работы с политическими структурами, иметь известность среди оппозиции, но не ассоциироваться с неудачами, то есть быть свободным от негатива предшествующей политической борьбы. В глазах протестных слоев он не может ни в какой мере быть связан с деятельностью действующей политической элиты. При этом его должностное положение предназначено в глазах этих слоев формировать о нем представление как о достаточно квалифицированном, информированном и опытном человеке, имеющем навыки организаторской и аналитической работы. Этим требованиям в полной мере отвечает офицер запаса в звании от подполковника до полковника. Возраст претендента должен быть таким, чтобы, с одной стороны, он воспринимался как солидный, авторитетный, самостоятельно мыслящий и действующий человек, а с другой – имел еще достаточно сил для активной тяжелой работы по формированию и руководству партией (движением). Такому требованию наиболее полно соответствует период от 50 до 60 лет.
Независимость от правительства и правящей элиты. Оппозиция к названным структурам тем не менее предполагает взаимодействие с ними по вопросу поддержания целостности страны и возрождения утраченных позиций. Названным властным силам целесообразно не оказывать существенного противодействия новой партии и, взаимодействуя с ней по определенным вопросам, предоставлять некоторый административный, информационный и организационный ресурс, содействовать безопасной работе партийных структур, не препятствовать финансированию деятельности партии из независимых источников.
По разным причинам сегодня таким требованиям не отвечает ни одна из действующих отечественных партий и ни одно из политических движений. Основой новой партии могут послужить существующие мелкие оппозиционные движения. Она необходима прежде всего той части нашей правящей элиты, которая связывает свое будущее с исторической Россией.
Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Источник:
vpk-news.ru .