Зачастую у нас становятся депутатами и чиновниками, договорившись о карьере с иностранными государствами
Госдума одобрила запрет на владение зарубежными счетами. За закон проголосовали 443 депутата. Из-за окончательного списка лиц, на которых распространится этот запрет, некоторые наблюдатели назвали документ "существенно похудевшим". Пользоваться правом хранить свои деньги в иностранных банках перестанут сенаторы, депутаты, члены совета директоров Центробанка, а также лица, назначаемые президентом, генпрокурором и премьером. Корреспондент Накануне.RU поговорил с одним из лоббистов этого закона, депутатом Евгением Федоровым, и попросил разъяснить, победа это или поражение.
Вопрос: Евгений Алексеевич, Вы один из лоббистов идеи запретить чиновникам и депутатам иметь счета за рубежом. Соответствующий закон был принят недавно Госдумой в третьем чтении. Как Вам он? Вы именно так видели проблему?
Евгений Федоров: Я считаю, что запрет – это важное дело, он позволяет обезопасить российские власти от различных манипуляций, снизить объем манипулирования, давления на чиновников и депутатов, чтобы они не принимали законы, которые пишут грантополучатели. Для защиты российского суверенитета необходимо принять этот закон.
Кроме того, хорошо было бы принять закон о запрете на владение имуществом, или хотя бы недвижимостью за рубежом, но его можно провести и по закону о так называемом недоверии. Наличие домика где-то в Калифорнии может стать основанием для недоверия у вышестоящих лиц и может повлечь за собой соответствующие решения.
Вопрос: Что касается перечня лиц, которым ограничены возможности по размещению денег на иностранных счетах. Эти меры коснутся лиц, занимающих государственные должности, должности заместителей генпрокурора, членов совета директоров Центробанка. Кроме того, запрет коснется людей, занимающих госдолжности субъектов России и федеральной госслужбы, на которые назначает президент, правительство или генпрокурор. Все вошли или кто-то остался?
Евгений Федоров: В той форме, как это принято, входят все, у кого есть счета и какой-то бизнес за рубежом или ценные бумаги. В основном это коснется предпринимателей: чиновников или депутатов, которые имеют бизнес, для которого открываются счета за границей. Фактически в этом законе защитили наиболее уязвимую часть власти от манипуляций, поскольку предприниматель, крупный предприниматель особенно, чрезвычайно уязвим, ведь он полностью находится в иностранной юрисдикции. Там берет кредиты, оставляет в залог там собственность, а в связи с принятием билля Магнитского, все это теперь легко отобрать, арестовать и разорить. Весь бизнес сейчас работает на кредитах, так что есть мотивация договариваться, например, с США об определенных действиях в пользу этого государства.
Вопрос: Выше вы упоминали о существовании законов, написанных грантополучателями, разве они исчезнут? Как это связано?
Евгений Федоров: Закон запрещает иметь за рубежом счета, а иностранное финансирование запрещает уже действующий закон о статусе депутатов. Поэтому если какой-то депутат, например, возьмет иностранные средства – он уже нарушит закон.
Но обычно технология работает не таким образом, что чиновники или депутаты делают что-то исходя из требований иностранных государств, которые оплачивают эту работу. Логика совершенно обратная, они становятся депутатами или чиновниками, договорившись о своей карьере с иностранными государствами. И на этих основаниях попадают в систему власти и становятся высокими чиновниками или занимают кресло в парламенте. Министерство образование – прекрасный пример того, как работает эта технология.
Вопрос: Погодите, если запрет на иностранное финансирование уже есть, как появляются законы, написанные грантополучателями? Чиновники нарушают закон?
Евгений Федоров: Механизм скрыт. Вот эти вот 664 организации, которые Путин вместе с прокуратурой недавно решили проверить, с совокупным бюджетом за год 3 млрд долларов, вот сначала они пишут законы, дальше находят подходы к министерствам и ведомствам или депутатам и проговаривают с ними внесение этого закона. Огромное количество российских чиновников прошло обучение за рубежом, либо по зарубежным программам в России. Поэтому нет вопроса, с кем сотрудничать.
Не забывайте, что в системе грантополучателей только в Москве работает около 20 тысяч политтехнологов - опытных людей. Это фактически параллельная система управления. Они проводят свою кадровую политику. Не секрет, что многие кандидатуры депутатов и даже министров предлагаются в посольстве США. Фактически в России зачастую работает номенклатура США. Но этот закон, закон о запрете счетов за рубежом, эту историю никак почти не задевает. Под новый закон попадают чиновники и депутаты, у которых есть счета за рубежом, и они, попав под билль Магнитского, могут против даже своего желания оказаться под влиянием другого государства, в данном случае США. Если не хочешь дружить с американским послом, тебя заставят это делать, хотя бы под угрозой ареста имущества.
Вопрос: Вы говорите, что из американского посольства влияют на назначения и предлагают свои кандидатуры. Как это происходит? У вас есть примеры?
Евгений Федоров: Есть много случаев, когда человека приглашают в американское посольство и обещают ему прекрасную карьеру, если он обещает продвигать в России демократию. Прекрасный пример - Навальный. Человека обнаружили в Кировской области, провели ему учебу в Йельском университете и дальше начали управлять его карьерой в Российской Федерации. Навальный - это только пример. Точно так же работают и в отношении довольно широкого круга чиновников и депутатов: вступают в контакт и за карьеру приглашают работать на иностранное государство, но уже в политической системе России, а грантополучатели и политтехнологи продвигают этого человек во власть.
Точно такая же система работала и в СССР. Именно так СССР продвигал своих ставленников в системах управления государств, попавших в его орбиту влияния.
Вопрос: Евгений Алексеевич, а можете имена назвать? Об этом уже так часто говорится, что, кажется, уже пора пойти по персоналиям. Кто в правительстве у нас назначен по указанию из посольства, кто среди депутатов лоббирует законы от грантополучателей?
Евгений Федоров: Вот смотрите, в США есть специальные программы подготовки специалистов управления госструктурами и политиков в других государствах. Зайдите на сайты этих программ, вы увидите, например, недавнее поздравление посольством одного своего выпускника, которого сейчас назначили главой Центробанка (Эльвира Набиуллина, – прим. Накануне.RU). Через такую систему в России прошли сотни тысяч людей. В какой-то степени эти специальные курсы готовят людей к управлению страной уже 20 лет. Достаточно системно готовят. Если вы посмотрите биографии людей, которые работают в министерствах и ведомствах, вы увидите, что многие из них прошли такие курсы. Некоторые хотя это и скрывают. Если вы хотите конкретные имена – возьмите замов министра образования, о которых говорилось недавно, они тоже прошли эти курсы. Биография Навального типична для российского чиновника. Популярная история – человек сумел сделать блестящую карьеру в России, сумев договориться, и согласился с их логикой для своих действий, а дальше он продвигает законы, которые ему пишут грантополучатели. Дальше, с помощью этих законов он наносит вред России.
Вопрос: Но разве это не популярная история – посылать учится за рубеж чиновников? Еще со времен Петра Первого достаточно известная практика, да даже и раньше подобное практиковали.
Евгений Федоров: Мы сейчас говорим о механизме манипулирования. Механизмы отработаны через системы подготовки. Одно дело, когда человек за деньги государства и Петра Первого поехал в Голландию, научился строить корабли и вернулся. Другое дело, когда США, Голландия или другая страна обучила, воспитала его, а до этого отобрала и договорилась с ним. Я хочу напомнить, что сообразно российскому законодательству, агенты влияния не наказуемы. Шпионаж наказуем, а они нет. Во многом, это законодательство написано именно грантополучателями.
Вообще-то не секрет, что базовые законы РФ писались иностранцами. В 90-е и сейчас. Это достаточно подробно освещалось в докладах посольства США, опубликованных Викиликс, например. Кроме того, я вам могу сказать, что со мной рядом довольно много коллег, которым посол США прямо предлагал карьеру в России на определенных условиях. Это обычная распространенная практика. Некоторые отказались от этого, а некоторые пошли на это, и судя по блестящей карьере этой части людей, США имеют достаточно сильные инструменты влияния на карьеру человека в России.
Вопрос: И до какого уровня может простираться влияние? Уровень министерств, или даже до администрации президента, может быть?
Евгений Федоров: Курсы, о которых я вам говорю, так называемые курсы демократии, прошли в России сотни тысяч людей, кто-то из них попал на должность среднего чиновника, а кто-то поднялся до высоких ступеней, до уровня министра и так далее. Это не является нарушением закона, это технология продвижения своих интересов другой страны в целях ее эксплуатации, естественно, снижая уровень жизни граждан.
Вопрос: Вы прогнозируете продолжение процесса, который в пресс окрестили "пехтингом", когда депутаты, сенаторы подают в отставку, чтобы сохранить свой бизнес?
Евгений Федоров: Да, я думаю, что эта линия развития продолжится. Закон написан так, что проблемы в первую очередь возникают у тех людей, которые ведут бизнес. Безусловно, часть людей предпочтет отказаться от кресел в структурах власти, чтобы сохранить за собой право заниматься своим делом. Я думаю, что если это произойдет, то изменится атмосфера в целом, как в Госдуме, так и на госслужбе.
Закон не направлен на агентов влияния США, которых много в России (тот же министр образования или бывший глава Центробанка Игнатьев), закон направлен на то, чтобы не брать на госслужбу людей, которые могут быть подвергнуты воздействию из-за рубежа за какие-то их позиции по законотворчеству и в политике. Этот закон убирает возможность манипулировать абсолютно нормальными людьми, политиками, из-за рубежа.
Вопрос: Распространится ли эта практика на регионы? Например в Госдуме несколько депутатов "ушли", потому что у них через какие-то юридически сложные связи был оформлен бизнес, а в регионах в местных парламентах в принципе, как правило, сидят бизнесмены и ни для кого не секрет, кто и какими активами владеет. Об этом открыто говорится в СМИ.
Евгений Федоров: Закон четко обозначает номенклатуру, на которую распространяется. Он распространяется на тех людей, которые назначаются указами президента, постановлениями правительства, а также это члены совета директоров Центробанка, депутаты и так далее. Субъект может принимать законодательство в развитии, чтобы на уровне субъекта решать эту проблему, но сама по себе проблема иностранного манипулирования касается федеральных органов власти. На региональном это тоже есть, но менее чувствительно для госаппарата. Но и субъекты тоже могут идти по этому пути.
Если вы спрашиваете, будет ли развиваться новый закон? Да, будет, я думаю. Закон новый, впервые мы приняли закон, который прямо направлен на сохранение государственного суверенитета в сфере госуправления. За 20 лет Россия впервые признала на уровне закона, что у нее недостаточно суверенитета и что часть чиновников и депутатов обслуживает иностранные интересы. Это очень важная вещи и в совокупности этого курса будет развиваться законодательство.
Источник:
nakanune.ru .